> Перейти на ГЛАВНУЮ Когда печаль превращается в светлую грустьОпубликовано: 7.2.2015
Это тоска по небу, тоска по вечности.
Как выражает суть поста велико постовое богослужение. Ведь именно в богослужении выражено богословие этого священного поста. И вот что мы видит в песнопениях. Постной основного богослужебного сборника на дни от недели мытяря и фарисея до вечера. Адам, пищу вкусив, из рая изгоняется. Моисей же, очистив постом очи души своей, наречен. Все, желающие быть жителями рая, придёмте, откажемся от бесполезной пищи, усмирим душевные страсти и отсечем плотское сладострастие, и легко совершим восход к божественной высоте. Придите, постимся, очистим тела, отложив и пищу, и страсти. Здесь подчеркнуто очень важное для поста участие тела. Именно тело а не душа названо в. Покаяние омывает, вопервых, тело, а уже потом через тело и душу. Потрудимся умертвить молитвами нашими врага, улавливающего нас сладостными воспоминаниями, и кратковременные страсти умертвим, обольщающие невоздержанием наши чувства. Отложим плотское сладострастие и возрастим дарования душевные. Плотские похоти умертвим воздержанием. ене только душевные страсти, но и плотские похоти.
Заметим, что славянское слово похоть переводит греческое слово эпифимиа, что на русский язык переводится как инстинкт. еречь идет о вполне реальной борьбе с плотью, с ее желаниями и запросами. Усердно раскалим печь покаяния и сожжем в ней все сласти телесные. Ярче всего эта борьба выражена в пятничной стихире на сырной седмице. Прежде спасительного. Креста царствовал грех и нечестием были все объяты. Люди ублажали сладости телесные, и немногие могли пренебрегать плотскими желаниями. Но едва лишь совершилось крестное. Таинство, и мучительство демонов было погашено бог опознанием, небесная добродетель поселилась на земле, посему и пост почитается. Мы видим, что здесь реально противопоставлены два образа жизни плотской не христианский и духовный, небесный на земле христианский, символом которого и является пост. В этом духовном делании важное место занимает молитва и слезы. Тема слез в богослужении. Триоди занимает центральное место наряду с молитвой и погашением плотских желаний.
Все остальное выглядит как дополнение или фон поста. Дожди слез подай мне, Христе, чтобы слезами отмыл я скверну, пришедшую ко мне через сласти житейские. Священную чашу чистительных слез все верные с усердием примем. Трезвись, душа, бодрствуй и вздыхай.
Горячим покаяниям избегни огня и плачем раздери ризу плачевную страстей твоих, дабы принять тебе одеяние божественное. Итак, чтобы принятья. Божественную радость, необходимо очиститься от всего тленного, влекущего нас долу. Покаянные слезы это только начала восхода, путь очищения. Следующая степень когда человек сбрасывает все плотские сласти и страсти это созерцание.
К горе изрядных деяний все постом приступим, отвергнув влекущие нас долу пожелания сластей. И в сумрак священный видений войдя, узрим одну только любезную красу. Христа, таинственно обжаемые восхождением божественным. Здесь богослужение призывает нас взойти к высотам созерцания присутствия. Христова в нашем духе. Но мы видим, что это богозрение возможно только тогда, когда мы стряхнем тину вещественную с очей ума своего. Пока же наши очи закрыты материальными благами, а душа жаждет земного, временного и тленного, мы не можем ни. Бога зреть, ни жаждать вечной славы. Поэтому во время поста нам надлежит не только духовно от духовных страстей воздерживаться, но и от всякой вещественной материальной страсти отчуждиться. Иными словами, пост это отрыв от всего земного, чтобы взойти на небо. Именно поэтому те, кто утверждают, что они постятся тем, что никого не обижают и не злятся, совершают подмену понятий. Злоба и обиды должны быть чужды нам в любое время года, ибо молитву. Отче наш мы читаем ежедневно, а значит, ежедневно, прося прощение себе, должны прощать ближнего. Это к посту, посути, не имеет отношения. Хотя пост материальный без прощения ближних так же лишается своей силы. Но пост не сводится к духовной работе. Пост это преодоление тяжести вещественных пристрастий во имя господства духа над плотью.
Проблема многих современных начинающих постников состоит в том, что им недоступны вышеозначенные чувства. Оттого у них время поста связано не со светлой печалью покаяния, а с плотской печалью. Они сетуют о тех лишениях, с которыми сопряжен подвиг поста. Хотя богослужение поста нас предупреждает. Не будем сетовать о приходе вожделенных дней поста. Тоесть богослужение призывает нас сетовать о грехах, а не о том, что пришло время покаянных слез. А у нас все наоборот.
Мне нередко приходится слышать, как наши православные сетуют. Пасхи ни мяса, ни молока, ни супружеской близости, ни концерта, ни. Эта скорбь по утехам плотским есть страшная пародия на радостную и светлую скорбь покаяния. Там где есть земная скорбь, нет подлинного покаяния. Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Христианин, чтобы прочувствовать священное радостопечалие, с готовностью, с радостью расстанется на время поста и с мясом, и с интимной супружеской близостью, и с. КВНами, и со светской музыкой чтобы все это отбросив, погрузиться в созерцание. Те же, кто не имеют любви к. Христу, если и предпринимают внешне подвиг поста, то внутренне сжигаются мирской печалью. Потому что не способны оставить утехи плоти без сожаления о них.
Чтобы понять, как можно с радостью терпеть все лишения и неудобства житейские, нам позволительно обратиться даже к примерам из душевной жизни, знакомым каждому, кто был влюблен да к тому же и прекрасно описанным в светской литературе. Когда сталкиваешься с проделками влюбленных, то дивудивишься. И мороз им не мороз, и дождь не дождь, и болезнь не препона, чтобы с температурой в непогоду сбежать на свидание. В чем же тут тайна. Она делает все наши физические страдания незаметными, даже неощутимыми. И наоборот влюбленные, которые не смогут увидеть друг друга услышать голоса друг друга будут страдать. Но заставьте вы человека, который не влюблен, проделать все эти выкрутасы. Недаром отношения между. Богом и человеком сравниваются в. Писании в категориях отношения жениха и невесты. Как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе. Он от нас, соответственно, влюбленности невесты. Это именно непорочная, бескорыстная и посути еще совершенно бесстрастная любовь т. Чего требует от нас пост. Жертвуют люди пищей, удобствами, развлечениями, плотской супружеской близостью. Ради того, что влюблены во. Христа и, как птица, хотят воспарить к. Нему, оторвавшись от всего тленного и временного. Но такое возможно с легкостью только для тех, кто так любит. Христа, жаждет встречи с. Ним, что готов отдать ради этой встречи буквально все на свете. Тому же, кто такой любви не имеет пост действительно идет в тягость. Пост это барометр, который показывает нам погоду в нашей душе. Если он дается с легкостью и жертвуем мы всем с радостью мы на верном пути, слава. Если идет трудно значит, не спокойно в датском королевстве, и есть что в себе совершенствовать.
Весь год вы, либеральные христиане, вертитесь, играетесь, развлекаетесь, утешаетесь интимной близостью, мясом, концертами. Неужели вам так трудно всецело посвятить. Христос который должен быть реально несравненно дороже всего и всех вместе взятых, оказывается вам так мало интересен. Нередко я выслушиваю от мирских людей, что им необходимо расслабляться. Одному для этого нужно выпить стакан водки и закусить салом, другому утонуть в объятиях жены, третьему послушать музыку или сходить в театр.
Но ведь во всем этом утешении плоти нет места. Человек ищет чегото и когото, но не. |