> Перейти на ГЛАВНУЮ Работа с трудными подросткамиОпубликовано: 7.1.2019
Часто можно обнаружить, что у данного учителя произо шло нечто с учениками или с их родителями и он стремится такимобразом защититься тяжелыми личными обстоятельствами от воз можных обвинений в свой адрес. Для серьезного рабочего альянса с учителями следует соблю дать несколько простых правил относиться с огромным уважением к труду учителей признавать тяжесть и сложность их трудани в коем случае не критиковать и не морализировать спрашивать совета в любых возможных случаях признавать заслуги в каждом конкретном случае. Работа с родителями строится по тем же принципам, что и с учителями. Используются такие же техники и приемы, многие из которых были описаны на страницах данного пособия. Хотелось бы еще раз обратить внимание на два важных момента, на кото рых мы уже останавливались. Первый момент касается системности проблемы, с которой имеет дело семья, т. енеобходимо помнить о том, что все члены семьи одинаково заинтересованы в одно и то же время как в уст ранении проблемы, так и в ее сохранении. Эта парадоксальная ситуация и не дает возможности семье самостоятельно справить ся с ней. В семейных проблемах каждый член семьи одинаково страдает и одинаково получает некую выгоду из проблемы.
По этому здесь нет правых и виноватых за исключением откровен ного насилия над ребенком. Второй момент касается позиции психолога консультанта, ко торый не имеет никакого правакоголибо осуждать или тем паче отчитывать. Больше всего родители, так же как и учителя, боятся оценки. Самая страшная для родителя угроза это признание его несостоятельности как родителя. Это обусловлено тем, что очень часто, особенно в дис функциональных семьях, ребенок выполня ет некую миссию, оправдывает существование родителей как лич ностей. Его неудачи воспринимаются как свои собственные, и от того очень болезненно.
Еслипсихологконсультант хотя бы кос венно даст понять родителю, что он его осуждает, контакт скорее всего не будет установлен. Поэтому уважение к усилиям родите лей и признание заслуг должно предшествовать любому решению проблемы. Мы много говорили о том, как достичь доверительных парт нерских отношений, как выделить проблему и за мотивировать клиента на ее решение. Здесь кратко остановимся на том, как ис кать решение.
На самом деле, если человек действительно хочет избавиться от своих трудностей, то поиск решения дело техни ки. Если же его страхи или же скрытые выгоды велики, то реше ние проблемы найдено не будет.
И бесполезно предлагать разум ные и действенные способы, вялый интерес самое большее, на что может в таком случае рассчитывать консультант. Предположим, однако, что человек за мотивирован, страхи ней трализованы, желание решить проблему перевешивает вторичные выгоды. Здесь любые вопросы, направленные на поиск решения, могут быть полезны. Что, на ваш взгляд, могло бы вам помочь. Каким способом этого можно достичь. Чтодля этого нужно.
Какие еще способы есть. Как можно это выполнить конкретно. На самом деле у человека всегда есть решение, которое ему под ходит. Человек всегда знает, что для него полезно и нужно в дан ный момент времени. Только это знание заблокировано страха ми, системными взаимоотношениями, неверием в собственные силы и т. Если мы поймем, что мешает и чего не хватает, то ре шение придет само собой.
Фактически вся работа психолога консультанта сводится к поддержке и помощи в высвобождении пси хических сил клиента. Поэтому уверенность консультанта в то, что клиент справится с проблемой, одиниз мощнейших инструмен тов профессионала. Это не означает, что консультант должен играть роль этакого бодрячка оптимиста, который на все смотрит легко и обесцени вает проблему. Это означает лишь то, что при понимании тяжести ситуации или проблемы консультант уверен в возможности ее ре шения. Далее будут вкратце описаны несколько техник, применяемых в системном подходе, которые помогают человеку освободитьсяот ограничений и использовать свои возможности. Техники, применяемые в системном подходе. Техника шкалирования. Очень простая в применении и очень эффективная техника, которая помогает в тех случаях, когда про блема кажется глобальной и к ней трудно подступиться. Клиенту предлагается отметить на шкале от до или от до тот уровень, на котором он сейчас находится в решении проблемы. На сколько вы сейчас, в данный момент вашей жиз ни, уверены в своих силах готовы начать новое дело, развестись с мужем, стать великим полководцем. Далее вырабатываются все возможные пути достижения цели. Ш калирование можно исполь зовать по любым вопросам и на любые темы, когда человек силь но сомневается в своих силах.
Далее обязательно нужно отметить достигнутое. Смотрите, вы продвинулись на целых вы уже многое сделали для достижения цели. А как вам это удалось. Техника экстернализации проблемы. Суть этой техники со стоит в том, чтобы отделить личную идентичность клиента от его проблемы, выделить проблему как некое существо, живущее сво ей жизнью икакимто образом более или менее тесно связанное с клиентом.
Эта техника работает и со взрослыми, и с детьми. На пример это не взрослый тревожный и мнительный, а это его тревога, которая мешает ему взрослому посмотреть на мир подругому. Это она тревога на самом деле не пускаетсына подростка гулять со сверстниками и читает его переписку с любимой девушкой. Поэтому нужно переделывать не самого человека, его личность, а выбирать способы совладания с тревогой.
Это могут быть уговоры, запугивания, договор о сотрудничестве и т. Глав ное какимто образом, признавая за тревогой право на суще ствование, нейтрализовать ее влияние в определенные моменты жизни. Циркулярные вопросы.
Это одна из основных техник систем ного подхода, которая используется для выявления круговой при чинности в поведении членов семьи. Суть техники состоит в том, чтобы не спрашивать напрямую человека, как он поступает в том или ином случае, а дать ему возможность увидеть себя глазами дру гих членов семьи. Например, ребенка спрашивают. Что делает твоя мама, когда ты отвлекаешься от уроков. Она начинает сразу кричать. Если бы мы спросили маму прямо о том, что она делает, когда ребенок отвлекается, она скорее всего сказала бы, что вначале она спокой но делает ему замечание или же что ругает его. Когда же мать слы шит, что ребенок однозначно оценивает ее реакцию как немед ленный крик, то это важная обратная связь для нее, и становится, например, понятна реакция ребенка, когда он огрызается или пла чет и т. А что делает папа, когда мама начинает на тебя кри чать. Папа идет на кухню и моет посуду, а потом помогает маме. Циркулярные вопросы с успехом используются и в индивиду альном консультировании. Здесь они являются аналогом техник обмена ролями и зеркала, используемых в психодраме и других игровых методах. Человек имеет возможность взглянуть на свое поведение глазами других людей. Как, по вашему мне нию, чувствует себя ваш сын, когда вы на него кричите. Он расстраивается и плачет. А как ведет себя ваш муж в эти момен ты. Он меня жалеет и идет мыть посуду. Эта техника сложна в исполнении, и нужно большое количество часов обучения под руководством супервизора для овладения ею. Техника позитивной коннотации положительное перефор мулирование. Эта техника была разработана в рамках. М илан ской модели семейной системной психотерапии и состоит в принциииально положительной оценке поведения всех членов семьи. Это помогает избежать оценки и морализирования, и, кроме того, позволяет терапевту не становиться на сторону коголибоиз чле нов семьи. Ведь каждый из семейной системы старается в меру своих сил ее сохранить. Поэтому вклад каждого должен быть вы соко и положительно оценен. Техника положительной коннотации с успехом применяется не только при работе с семьями, но и в индивидуальном консульти ровании. В основе лежит та же самая идея человек сознательно не будет причинять себе вреда и все его усилия направлены на то, чтобы делать правильно, лучше, полезнее и т. д только способы, которые он выбирает, далеко не всегда оказываются эффективны ми. Наша задача оценить усилия и признать их ненапрасными. Например, человеку, который не может заставить себя сделать первый шаг, а долго думает и раскачивается, прежде чем начнет чтотоделать, нужно сказать. Вы, видимо, очень ответственный человек, и прежде чемчтолибо совершить, вы готовитесь тща тельно и продуманно.
Это говорит о серьезности и основательно сти вашего характера. Человеку, который все делает быстро и не думая, импульсивно следует сказать. В этом вашем стремлении постоянно двигаться вперед, невзирая на опасности и возможные неудачи, кроется удивительная способность не бояться неудач, рисковать и пробовать новое. И далее, после признания заслуг, можно уже переходить к коррекции. Однако иногда данная осо бенность, видимо, мешает, так как некоторые вещи требуют про думывания перед осуществлением. Давайте мы подумаем, как мож но совместить вашу уникальную особенность и необходимость предварительной подготовки.
Мы описали некоторые техники системного подхода лишь вкратце, а большее внимание уделили собственно системному видению, поскольку работающему в качестве школьного консуль танта психологу именно системное видение поможет ориентироваться в перипетиях школьной жизни. Вопросы и задания для повторения. Что такое задержка психического развития и как отличить задерж ку от педагогической запущенности.
Какие основные варианты задержки психического развития разли чают, исходя из этио логического принципа. Опишите их основные про явления и характеристики. Можно ли преодолеть задержку психического развития. Если да, то каким образом, если нет, то поясните почему.
В чем заключаются так называемые естественные или возрастные страхи у детей лет. Чем могут быть обусловлены личностные страхи у детей лет.
Перечислите этапы естественного проживания горя. Какие факторы могут привести к возникновению патологического горя. Какие самые травматичные ситуации для ребенка.
Всегда ли и во всех ли случаях следует сообщать ребенку о смерти близкого человека. Обоснуйте свой ответ. Перечислите четыре общих типа жестокого обращения с детьми. Какими факторами формируется и поддерживается чувство виныужертв насилия. Что такое пренебрежение потребностями ребенка и почему его причисляют к видам насилия. Чем характеризуется травма, полученная в результате вынужден ной миграции. Каковы социальнопсихологические феномены, препятствующие включению беженцев в социум новой страны и культуры. |